Основные направления в живописи

Направления изобразительного искусства на которые ориентируется этот сайт:

АБСТРАКЦИОНИЗМ направление в искусстве XX в., в котором произведение выстраивается исключительно из формальных элементов: линия, цветовое пятно, конфигурация. Возник в 1910-х гг., после Второй мировой войны стал доминирующим направлением в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки. Крупнейшие представители: В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Мандриан, Р. Делоне, Ф. Купка.
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ течение абстрактной живописи, возникшее в период между 1933 и 1945 гг. в Америке на основе европейских стилей. В этом названии объединились два различных направления Action Painting (живопись действия) и Color Field Minting (живопись цветовых пространств). Цветовая гамма и игра красок являются общим признаком для обоих направлений. Крупнейшие представители: Д. Поллок, В. Де Кунинг, X. Хофман, А. Горка, Р. Мазеруэлл, М. Ротко, Ф. Клайн.
АВАНГАРДИЗМ понятие, определяющее экспериментальные, новаторские, модернистские начинания в искусстве. На разных этапах в качестве первооткрывателей выступали разные направления.
АКАДЕМИЗМ направление, образовавшееся в художественных академиях XVI—XIX вв., основанное на академизации (превращении в норму, образец и основу) художественной школы какого-либо направления.
ДАДАИЗМ движение, возникшее в Цюрихе в 1916 г. в среде эмигрантов. Интеллектуальный бунт. Крупнейшие представители: М. Дю-шан, Ф. Пикабия, X. Арп, М. Эрнст, К. Швиттерс.
ДЕКАДЕНТСТВО собирательное обозначение для нетрадиционных явлений в искусстве 2-й половины ХГХ - начала XX в. Характерные черты - настроения упадка, мотивы смерти и небытия, культ красоты, неограниченной свободы личности и творчества.
ИМПРЕССИОНИЗМ направление в искусстве в I860 - начале XX в. Его представители стремились непредвзято и естественно запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Крупнейшие представители: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей. К. Писсарро, П. Сезанн, Э. Дега, Б. Морнзо, А. Гийомен, Э. Буден, Дж. Уистлер, М. Либерман, Л. Коринт, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь, О. Роден, П. П.Трубецкой.
КЛАССИЦИЗМ стиль и направление в искусствеXVII - нач. XIX вв., обратившееся к античному искусству и искусству Высокого Возрождения, как к образцу. Ему присущи уравновешенность, четкость, пластическая ясность и гармоничность. Крупнейшие представители: в живописи - Н. Пуссен, Ш. Лебрен, К. Лоррен, Ж. Л. Давил, Ж. О. Д. Энгр; в русской скульптуре - М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Мартос.
КУБИЗМ направление во французском искусстве в 1900—1910-х гг Характерно преобладание в картинах прямых линий, граней и кубоподобных форм. Крупнейшие представители: П. Пикассо и Ж. Брак. Наиболее известные группировки - Бато Лавуар и Золотое сечение.
МОДЕРН стиль в Европе и Америке в конце ХГХ - начале XX в. (другие названия - ар нуво, югендстиль, сецессион, либерти, модернисмо). Неразделенность жанров и видов искусства в рамках модерна приводила к относительной несамостоятельности живописи, графики и скульптуры, к возрождению типа художника-универсала. Для живописи модернизма характерны плоскостность, орнаментальность целого с включенными в ткань произведения иллюзионистическими и натуралистическими деталями. Скульптура модернизма отличалась текучестью форм и причудливостью силуэта. Получила распространение книжная и журнальная графика. В стиле модерн работали участники группы Наби, группы Мир искусства и др. Крупнейшие представители: М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйар, П. Серюзье, Г. Климт, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, Э. Мунк, Ф. Ходлер.
НАТУРАЛИЗМ направление в европейском и американском искусстве последней трети XIX в., программно стремившееся к уподоблению художественного познания научному. Способствовал становлению критического реализма.
НЕОИМПРЕССИОНИЗМ течение, возникшее во Франции ок. 1885 г. Придал научно обоснованный характер приемам разложения сложных тонов на чистые цвета и приемам письма раздельными мазками. Крупнейшие представители: Ж. Сера, П. Синьяк.
ПОП-АРТ направление в живописи, распространившееся в США и Англии в 1950-е гг. Характерны использование и переработка образов массовой культуры. Ознаменовал отказ от абстракционизма и переход к концепциям нового авангардизма. Художники показывали новый механизированный мир, представляя вещи как нечто прекрасное. Начало поп-арта было положено деятельностью лондонской Независимой группы. Международную известность он приобрел в американском варианте: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол, Дж. Розенквист, Р. Лихтенстайн, Р. Гамильтон, Т. Весселман, К. Олденбург.
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ собирательное Наименование нескольких направлений французского искусства рубежа XIX—XX вв., декларировавших неприятие эстетики импрессионизма и следующих за ним хронологически. Является связующим звеном между искусством XIX и XX вв,
ПРИМИТИВИЗМ широкая тенденция в искусстве конца ХГХ-ХХ вв., состоящая в следовании примитиву, наивному искусству Ее ориентирами стали первобытное искусство, традиционное искусство народов Африки, Океании, Америки, изобразительное творчество городских низов и художников-самоучек. Характерные черты - непосредственность, яркость выражения, красочность, простота формы. Крупнейшие представители: А. Руссо, Л. Серафан, бабушка Моэеи, И. Генералич, Н. Пиросмани.
ПУРИЗМ направление во французском искусстве 1920-х гг.; декоративное по задачам, предельно строгое по формам. Крупнейшие представители: А. Озанфан, Ш.-Э. Жаннере (Ле Корбюзье).
РЕАЛИЗМ одна из основных тенденций развития мирового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: наивное жизнеподобие наскальных изображений древнейших эпох, идеализация античного искусства, одухотворенность поздней готики и т. д. Особенно интенсивен в искусстве Ренессанса. Реализм искусства XIX—XX вв. отмечен социальной направленностью.
СИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве на рубеже ХIХ и XX вв. Мастера этого направления были едины в своих представлениях об искусстве как символе непознаваемых сущностей, в поисках неаллегорических способов выражения идеального начала. Характерные черты: многозначность образа, игра метафор и ассоциаций. Возник как реакция на ограниченность позитивистской эстетики и позднего реализма. Крупнейшие представители: П. Пюви де Шаванн, Г Моро, П. Гоген, М. Дени, Д. Г. Россетти, М. Клингер, Э. Мунк, А. Беклин, Ф. Ходлер, А, Райдер, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, Н. К. Рерих, члены объединения Голубая роза.
СИНТЕТИЗМ живописная система, возникшая в конце XIX в. во Франции. Характеризуется декоративным обобщением цветовых пятен, суммарным символическим характером образов, отказом от детализации изображений. Крупнейший представитель: П. Гоген. Последователи: Понт-Авенская школа.
СОЦ-АРТ одно из наиболее известных направлений советского искусства 1970— 1980-х гг., сложившееся в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоявшей государственной идеологии тех лет. Иронически используя и гротескно перерабатывая расхожие символы и знаки социалистической агитации, развенчивал в игровой, часто эпатирующей форме их истинный смысл. С конца 1980-х гг. выходит на международную арену. Политическая переориентация общества предопределила его закат.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ теоретический принцип и художественное направление, занимавшее в СССР с середины 1930-х до начала 1980-х гг. официальное господствующее положение. Имело целью утвердить в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы. Крупнейшие представители: Н. А. Андреев, С. Д. Меркуров, И. Д. Шадр, В. И. Мухина, Г. Г. Ряжский, А. М. Герасимов, Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека, Д. С. Моор, Кукрыниксы.
СУПРЕМАТИЗМ направление в авангардистском искусстве России, основоположником которого является живописец К. С. Малевич, разновидность геометрической абстракции. Представители: К. Л. Богуславская, И. А. Пуни, И. В. Клюн.
СЮРРЕАЛИЗМ направление в искусстве XX в., избравшее источником вдохновения сферу подсознания (сновидения, галлюцинации) и заменившее логические связи свободными ассоциациями. Крупнейшие представители в живописи: М. Эрнст, А. Масон, Ж. Арп, Дж. Миро, С. Дали, П. Блум, Р. Магрит, П. Дельво, И. Танги.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ направление начала XX в. Крупнейшие представители: дрезденское объединение Мост (Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф, Ф. Блейль), Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер; мюнхенское объединение оСиний всадник (В. Кандинский, Ф. Марк, А. Макке, П. Клее, А. Явленский, Г. Кампендонк, А. Кубин).

Другие направления изобразительного искусства

АМПИР - стиль 1-й трети XIX в. в странах Европы, завершающая фаза эволюции классицизма.


АНДЕРГРАУНД - подпольная культура как составная часть так называемой контр культуры. Возник в США. В СССР стал обозначением сообществ художников, представляющих не признанное властями искусство.


АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО - искусство античной эпохи Древней Греции и тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: эллинистических государств, Рима, этрусков, скифов, фракийцев, галлов и др. Обладает общностью репертуара тем, мотивов и форм, эстетического идеала.


БАРОККО - стиль, зародившийся в конце XVI в. в Италии, в Европе был распространен до начала XVIII в., в Латинской Америке, отчасти в Северной Америки и Азии - в XVII—XVIII вв. Основополагающая черта - синтетичность. Искусство барокко отличается пышностью, взвихренностью, экзальтацией образов.


БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ - объединение московских художников (1910—1916), обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, лубка и народной игрушки. Крупнейшие представители: В. Д. и Д. Д. Бурлюки, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, М. Ф. Ларионов, И. И. Машков, Р.Р. Фальк и др.


ВЕРИЗМ - направление в итальянской живописи конца XIX в., его принципы сформировались под влиянием теории французского натурализма. Крупнейшие представители: Ф. П. Микетти, Дж. Пеллицца да Вальпело, В. Вела.


ВОЗРОЖДЕНИЕ - Ренессанс - одна из величайших культурно-исторических эпох. Началась в Италии в ХШ в. и уступила место барокко в конце XVI в. Характеризуется кардинальными сдвигами в ориентации и содержательном пафосе культуры и искусств, провозглашением реального мира и человека как высшей ценности. Проторенессанс - начальный период (1260/1280—1320). Крупнейшие представители: Джотто, П. Каваллини, А. Ди Камбио, Н. и Дж. Пизано. Раннее Возрождение (около 1401/1420 —около 1500) - время формирования и утверждения ренессансных принципов. Ведущие школы этого времени - флорентийская, венецианская, феррарская, умбрийская. Высокое Возрождение - период наивысшего подъема. Крупнейшие представители: Л. Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. Позднее Возрождение (152O/I54O—159O) - завершающий этап. Крупнейшие представители: Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Палладно. Плеяда выдающихся мастеров Возрождения работала в 1-й половине XVI в. в Германии: А. Дюрер, X. Хольбайн Младший и др. Кульминацией национальной линии в нидерландском искусстве стало творчество П. Брейгеля Старшего. Возрождение оказало определяющее воздействие на все последующее развитие европейского искусства.


ГИПЕРРЕАЛИЗМ - направление в европейском и американском искусстве I960—1980-х гг., использующее цветную фотографию или муляж для воспроизведения отдельных фрагментов Действительности. Крупнейшие представители: Д. Эдди, Р. Эстес, Р. Гоинго, Р. Коттингем, Б. Шонцай. М. Морли, Ч. Клоуз, Д. де Андреа, Д. Хэнсон.


ГОТИКА - стиль, возникший в середине XII в. Сменила романский стиль, в XV—XVT вв. уступила место Возрождению. Унаследовала и развила религиозно-культовый иерархический характер, иррационализм и символ и коаллегорический характер мышления. Ее черты: органическая связь изобразительного искусства с архитектурой и интерьером, сложность и ритмическое богатство композиции, одухотворенность и возвышенность образов. Поздняя готика (пламенеющая, или интернациональная, перпендикулярный стиль) вместе с усложнением и подчеркнутым вертикализмом декора вносит черты индивидуальности, большей интимности и светской нарядности. ГОХУА, чжунгохуа - традиционалистское направление в китайской живописи, возникшее на рубеже XIX-XX вв.; живопись минеральными и растительными водяными красками и черной тушью, для нее характерно применение выработанных в древности приемов и сохранение традиционных средневековых жанров.


ГРАФФИТИ - движение в искусстве, возникшее в молодежной культуре США и распространившееся в Европе 1960—1970-х гг. Граффити - искусство улиц, и художники, в основном молодые люди, используют в качестве живописного материала разноцветные спреи (краски в баллончиках). Роль холста играют стены зданий, общественный транспорт, заборы. Некоторые представители этого направления рисуют разноцветными мелками, например Кейт Харинг.


ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО - 1) искусство Древней Руси (IХ-ХШ вв.), начальный этап развития средневекового русского искусства, время его сложения, христианизации и первого расцвета. Послужило образцом и базой для развития русской, украинской, белорусской художественных школ XIV-XVI1 вв.; 2) средневековое русское искусство (IX-XVII вв.).


ИСТОРИЧЕСКИЙ - жанр в изобразительном искусстве отображающий исторические события.


КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - направление в современном искусстве, широко применяющее движущиеся конструкции и другие элементы динамики; оформилось во 2-й половине XX в. в СССР в 1960-х гг действовала группа кинетистов Движение.


КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - концептуализм - направление в авангардизме, возникшее в (960-х гг. Особенность состоит в отказе от воплощения идеи в материале. Концептуалистские объекты существуют в виде набросков, проектов, текстов; предметом созерцания является мысленная форма. Наиболее влиятельное объединение - английская группа Искусство-язык.


КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - направление в искусстве Европы и Америки, возникшее в середине XIX в. Ориентированно на непосредственное изображение повседневной жизни людей. Крупнейшие представители: О. Домье, П. Гаварни, Г Курбе, Ж. Ф. Милле, К. Менье, А. Менцель, В. Лейбль, М. Мункачи.


МАНЬЕРИЗМ - течение в европейском искусстве 1520—1590-х гг., выдвинувшее положение о внутренней идее как основе художественного образа; внешнее ее выражение - сумма определенных стилистических приемов (прекрасная манера). В стилевую систему манеры входят антиклассические начала (вытянутость пропорций, иррациональность пространственных и цветовых отношений, змеевидный ритм движения) и канонизация сложных формул движения, почерпнутых у Рафаэля И Микеланджело.


МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ - направление в итальянском искусстве, возникшее в 1916 г. как реакция на радикальный антитрадиционализм футуристов. Картины метафизиков полны намеков, ассоциаций, литературных и мифологических отсылок. Крупнейшие представители: Дж. Де Кирико, К. Карра, А. Савиньо, Л. Де Пизис, Дж. Моранди.


НАИВНОЕ ИСКУССТВО - одна из областей искусства примитива XVIII—XX вв. Включает изобразительные виды народного искусства, творчество художников-самоучек, самодеятельное искусство. Развивается в областях, освоенных профессиональным искусством, но сохраняет собственные цели и оригинальную методику.


НЕОКЛАССИЦИЗМ - термин, обозначающий различные направления в искусстве, возникшие после классицизма XVII в., ориентирующие- ся на классические образцы искусства Древней Греции, Древнего Рима и Возрождения и имевшие целью сделать их критерием современного искусства. Чаше всего термин неоклассицизм-применяется для обозначения течения внутри стиля модерн, раннего функционализма и раннего авангардизма первой четверти XX в. Его характерная черта - отношение к античному и ренессансному наследию как к высшей художественной норме.


НЕОПЛАСТИЦИЗМ - течение в архитектурно-художественном искусстве, возникшее в 1917-1928 гг. в Голландии и связанное с журналом Стиль (Лейден). Основоположник: П. Мондриан.


НЕОРЕАЛИЗМ - направление в искусстве Италии периода после Второй мировой войны. Свойственно изображение жизни рабочих и крестьян, их борьбы за свои права. Характерные формы экспрессивного реализма: динамическая композиция, энергичная обрисовка объемов, насыщенный цвет. Представители: Р. Гуттузо, Г. Мукки, 3. Треккани, Дж. Дзигайна, А. Пиццинато.


НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ - обозначение широкой совокупности художественных явлений в культуре XX в., связанных с непосредственной опорой на традиции искусства, осознанных как пласт культуры, Противостоящий авангардизму. Одно из крупнейших направлений XX в., а ряде стран доминирующее. Яркие выступления неотрадиционализма - неоэнгризм П. Пикассо {1910-е гг.), обращение к традиции А. Дерена, О. Дикса, К. Kappa. M. Кампильи, объединение АХРР, соцреализм.


ОП-АРТ - направление, получившее широкое распространение в 1960-х гг. Продолжало техническую линию модернизма, использовало зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Представители: В. Вазарелли, Б. Райли, X, Р. Сото, Р. Анушкевич, Л. Пунз, К. Крус-Диес.


ПРЕРАФАЭЛИТЫ - группа английских художников и писателей XIX в., следующих идеалам искусства средних веков и Раннего Возрождения (до Рафаэля). Членами Братства Прерафаэлитов являлись: Д. Г. Россетти, X. Хант, Дж. Э. Миллес и др.


РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - первый после античности крупный художественный стиль, объединивший в единое целое все виды искусства на огромных территориях. Развитие его длится с XI в. до середины XII в. Иконография росписей и рельефов четко определена. Характерны отвлеченность, историческая строгость, плоскостность и упрощенность форм.


РОМАНТИЗМ - идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - начала XIX в. Возник как реакция на рационализм и самоуверенный оптимизм эстетики классицизма и философии Просвещения. Характерны обращение к искусству до Рафаэля, аналогия гения, вера во всемогущество художника. Крупнейшие представители в живописи: Э. Делакруа, Т. Жерико, У. Блейк, И. Г. Фюссли, К. Д. Фридрих, Ф. О. Рунге, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов.


САЛОННОЕ ИСКУССТВО - консервативное направление в художественной культуре Европы и Америки XIX - начала XX вв., название получило вследствие его поддержки со стороны парижских салонов. Общие признаки: эклектизм творческого метода, опирающегося на нормы академизма и позднего классицизма и использующего внешне воспринятые методы и приемы романтизма, позднее реализма и натурализма; эффектная красивость композиции и однозначность содержания; прямолинейность трактовки тем; формальная завершенность; патетика; неприятие новаторского в искусстве. Представители: Т. Кутюр, А. Кабанель, А. Бугро, Ж.-Л. Жером, Ф. Кормон, Ш. Шаплен, Ф. Винтерхальтер, Э. Каролюс-Дюран.


САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - особый тип массовой художественной культуры (не профессиональной и не народной, традиционной): область свободного художественного творчества автодидактов, самоучек, людей, не имеющих профессиональной подготовки в искусстве, занимающихся художественной деятельностью на досуге. Существовало всегда как параллельный мир по отношению к профессиональному искусству, в самостоятельную практику выделилось в XX в., когда появилась потребность в специальной организации, поддержке самодеятельных художников. Имеет широкую социальную базу.


СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА - направление в русской иконописи конца XVI - начала XVII в. Большинство икон этой школы создано московскими царскими иконописцами, выполнявшими также заказы купцов Строгановых. Они отличаются небольшими размерами, миниатюрностью письма, сложностью композиции, фантастичностью пейзажных фонов. Известные мастера: П. Чирин, Е. Москвитин, Истома, Назарий и Никифор Савины.


СУРОВЫЙ СТИЛЬ - возник в России в конце 1950 - начале 1960-х гг. Резко изменил установленное в рамках социалистического реализма содержание сюжетно-тематической картины. Характерные черты: монументализированные композиции, обобщенные лаконичные формы, энергичный ритм, крупные цветовые пятна. Представители: Н. И. Андронов, А В. Васнецов, Г. М. Коржев, В. И. Иванов. П. Ф. Никонов, Т. Т Салатов.


ТАШИЗМ - течение, близкое к абстрактному экспрессионизму, живопись действия, получившая распространение в 1940—1950 гт. Представители этого направления создавали своеобразные композиции из хаотично расположенных мазков и пятен. Представители: П. Сулаж, Ж. Матье, X. Хартунг, Ж. П. Риопель, Ж. Базен, Э. Ведова, А. Йорн, К. Аппел.


ФОВИЗМ - направление во французском искусстве начала XX в. Характерные особенности: предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Крупнейшие представители: А. Матисс, Ж. Брак, Ж. Руо, А. Дерен, А. фриез, А. Марке, М. Вламинк, Р. Дюфи,Ж. Фландрен, К. ван Донген.


ФУТУРИЗМ - направление в Италии и России в начале XX в. Отвергал традиционную культуру во всех ее проявлениях. Характерны энергетические композиции с раздробленными на фрагменты фигурами и пересекающими их острыми углами. Крупнейшие представители: У. Боччони, К. Kappa, Л. Руссоло, Дж. Северини, Дж. Балла, Э. Прамполини, Ф. Деперо. В России существовало направление кубофутуризма (Д. Бурлюк, О. Розанова).



Эдуард Абжинов
145 картин
Елена Прудникова
49 картин
Анастасия Крайнева
67 картин
Анна Рябчевская
23 картин
Дария Афанасьева
103 картин
TopArt